Из предшествующего раздела » философия» читатель, вероятно, уже догадался, что основное внимание я уделяю материалам, из которых строится аудио. Схемотехника тоже важна, но без материалов она не стоит ничего. Вспомните историю однотактных усилителей.
В середине 90-х аудиофилы и самодельщики бросились строить однотактники, как недорогое и универсальное средство от нарастающей бездушности техники записи и тиражирования музыки. Я имею ввиду цифру и победоносное шествие компакт диска, который, несмотря на удобство пользования , отсутствие шумов и треска от налипших пылинок, звучал схематично и невыразительно. Но, вдруг оказалось, что мало построить однотактный усилитель, его нужно построить из качественных материалов и подобрать их так, чтобы они пели в гармонии между собой. Данное мероприятие оказалось куда более сложной задачей, чем просто собрать электронное устройство с заданными характеристиками, к чему привыкли инженеры и любители. Схемотехника оказалась необходимым, но недостаточным условием.
Я признаю преимущество короткого пути сигнала, и являюсь поклонником single ended stage, но мне пришлось построить немало усилителей, прежде чем я смог извлечь из груды железа подобие живой музыки. Точно так же обстоит дело и со схемами DAC-ов, и любых других устройств. Non oversampling не сделает ваш DAC автоматически более музыкальным чем другие аппараты . Над этим придется потрудиться!
Итак, основные принципы, которые я стараюсь соблюдать в своей работе:
- Короткий путь сигнала. Это вовсе не означает, что мы должны сокращать число каскадов любой ценой, доходя до абсурда. Это значит, что каскадов должно быть ровно столько, сколько необходимо, чтобы музыка звучала гармонично. Если преобразователь ток/напряжение на германиевых транзисторах звучит лучше по ряду признаков в паре с эмиттерным повторителем, то его следует использовать именно с повторителем на выходе, даже если существует техническая возможность кастрировать устройство ( согласование импедансов, уровней не вызывает вопросов). Нельзя резать схему по идеологическим соображениям- эти вопросы решаются только на уровне слуха. Точно так же, как количество тех или иных специй в сложном кулинарном блюде определяется только на вкус.
- Тщательный отбор материалов для устройства. Это очень важная тема, так как многие считают, будто достаточно хорошей схемотехники, дорогих деталей ( аудионот, юпитер, шинко, блек гейты), и великолепный результат гарантирован. Однако немногие догадываются, что самое лучшее устройство можно испортить парой неудачных проводников во внутренней разводке или неудачным сочетанием деталей, неверной пропорцией между теми или иными типами конденсаторов . Так, избыток AN Kaisei приводит к доминированию высокой певческой форманты, что делает звук избыточно агрессивным, с металлом в голосе. А обилие тантала в схеме делает звук зажатым, с пластиковым оттенком. Важен также не только материал проводников, резисторов, конденсаторов и ламп. Играет роль материал печатных плат, влияет маска, важны такие малозначительные, на первый взгляд нюансы, как покрытие дорожек. Золото, или лужение, защитный лак. Черезвычайно важен используемый припой. Я применяю только винтажные припои американского и немецкого производства, иногда свой, авторский припой, с содержанием меди. Бессвинцовые припои портят звук.
- Контуры. В идеале, все проводники, резисторы и конденсаторы в устройстве должны быть включены по направлению наилучшего звучания. В моих аппаратах принцип контуров ( смотри раздел философия, Антон Степичев) используется с самого начального уровня. Все значимые резисторы, конденсаторы и проводники проверены на слух перед установкой в схему для установления направления наилучшего звучания. Количество ориентированных элементов растет с ростом уровня аппарата. Также важна фазировка всех обмоток всех трансформаторов, всех вторичных и сетевых. Это можно считать частью работы с контурами.
- Согласованное действие всех частей и материалов. Кроме выбора хороших материалов и компонентов, важна их совместимость. Хорошо подобранные компоненты усиливают друг друга, это явление называют синергией. Плохо подобранные- подчеркивают недостатки друг друга и усиливают дисгармоничность звучания. Данная область не имеет никаких теоретических источников и обоснований, разумеется, а способность создавать гармонию между элементами приходит только с опытом. Точно так же, как нужно сделать несколько десятков скрипок, чтобы они не только выглядели как настоящие, но еще и играли соответствующим образом. Это крайне субъективная часть работы, но если она удаётся, это отмечает каждый, кто слышит аппарат.
Теперь об отдельных решениях, которые используются в технике abbasaudio. Однотактный выходной каскад я уже упоминал, но мало кто знает, что похожее решение существует и для схемы питания. Называется это решение ОППВ или one half rectifier. Схема известна с первых шагов радиотехники и активно использовалась в радиоприемниках 20-х-30-х годов. Это самая музыкальная схема выпрямителя, если можно так выразиться, и она применяется во всех ДАКах abbasaudio, в основном в цифровой части. Одна схема, конечно, не решает всех проблем, и на второе место выходит тщательный подбор диодов, на которые, обычно, никто не обращает внимания.
Я предпочитаю винтажные диоды Philips, Telefunken, и ранние советские германиевые ДГЦ. Все эти типы подбираются по сочетанию в рамках одного устройства, и это важнейший фактор хорошего звучания цифрового сетапа. На втором месте после ОППВ находится ДППВ со средней точкой, в этой схеме применяется всего два диода.
Схема более подходит для каскадов с высоким потреблением тока, особенно при питании от тороидальных трансформаторов, где имеется вероятность перекоса плеч и ухода сердечника в режим насыщения, что для тора более критично чем для Ш образного трансформатора. Эту схему я применяю в выходных каскадах ламповых буферов, а звуковые свойства можно улучшать, подбирая РАЗНЫЕ диоды в плечах. Что весьма далеко от традиционного подхода.
Следующий узел, весьма критичный, это стабилизатор напряжения. В цифровом устройстве их много, и если это дешевые ЛМ317 или 7805, то часть радости от музыки они украдут, даже не сомневайтесь.
Я использую комбинации последовательных и шунтовых стабилизаторов, последние большей частью собраны на старых германиевых транзисторах. Каждый из типов стабилизатора обладает своими плюсами и минусами, и только сочетание разных типов дает гармонию.
Преобразователь ток/напряжение я выполняю двумя способами. Есть отдельная линейка дорогих и сложных аппаратов, построенных по схемотехнике audio note . То есть, цап нагружен на трансформатор из мю металла, а трансформатор нагружен на резистор. В остальных аппаратах применяется простейший каскад ОБ на германиевых транзисторах, с некоторыми нюансами для разных чипов.
Каждое решение обладает своими плюсами и минусами, которые я описывал в многочисленных статьях. Их можно найти на сайте в соответствующем разделе. Если вкратце, то второе решение более универсально и позволяет получить лучшую проработку динамических контрастов, незначительно поступившись » аналоговостью » звучания.
Германиевый ОБ преобразователь имеет высокое выходное сопротивление, примерно равное коллекторной нагрузке каскада, поэтому он работает обычно в паре с ламповым однотактным выходным каскадом.
Если говорить о подборе проводников для внутренней разводки и для кабелей, то я использую только собственные комбинации проводников. Это так называемый multi strand из разных медных жил, сложенных вместе в одном направлении, по определенному принципу. Это смесь меди из разных эпох и стран ( Германия, США, Великобритания, Франция, Голландия), работающих в связке, что то вроде интернационального коллектива. Подобные комбинации удалось создать благодаря огромным запасам винтажной меди, которые я накопил за годы экспериментов. Эта технология не имеет аналогов и ее невозможно повторить, так как любая комбинация подбирается на слух из редких образцов меди, которые невозможно где либо приобрести, что обеспечивает комбинации проводников автоматически защиту от копирования.
Переходя к выбору ламп, я могу наметить здесь две тенденции. Когда я строил усилители по индивидуальному заказу, то старался использовать самые экзотические лампы, какие только возможно было достать.: 45, 26,27, RE604, AD1, RES964,AF7,AC2,EL12,AL5, и многие другие . Для серийных моделей используются доступные пальчиковые лампы. Опыт строительства экзотических усилителей на старинных лампах позволил получить уникальный опыт.
Кроме авторского припоя в моем активе имеется авторский лак , рецепт которого был разработан специально для покрытия печатных плат. Этот лак облагораживает звук аппарата, точно так же, как хороший скрипичный лак облагораживает звучание дерева.
Переходим к самому интересному, к эзотерическим приемам. Из того что можно увидеть, я активно использую специальные надписи и кусочки анодов хорошо звучащих старинных ламп, приклеенные к транзисторам и электролитическим конденсаторам.
Метод работает, и это всё, что нужно знать о нём. У меня есть некоторые мысли по поводу механизма воздействия, но об этом- в отдельной статье.
Также хочу рассказать о том, что некоторые компоненты я подвергаю специальной обработке перед установкой в аппарат- резисторы подвергаются токовой обработке, для этого они подключаются к вторичной обмотке старинного трансформатора. По прошествии этого времени резистор запоминает » винтажное» звучание, и становится гораздо более музыкальным элементом чем до тренировки.
И последнее, список моих любимых компонентов, которые я использую в цифровых аппаратах серии SE:
Black gate capacitors, audio note tabtalum resistors, allen bradley carbon resistors, soviet military germanium transistors, nichicon muse caps ( BP, KX, KZ, GT), philips diodes, а также ивользовал резисторы ручной намотки, из винтажного константана фирмы philips.
Мои любимые чипы- это все те чипы, на которых я строю цифро аналоговые преобразователи. Сюда входит и ТДА1540, однако с ней я работал только в варианте апгреда сд плееров, иногда довольно глубоких. Остальные :
PCM56, PCM58, PCM63, TDA1543, TDA1541, ТДА1540
Продукцию аналог девайс не применяю, ее звучание мне кажется несколько выхолощенным, с пластиковым привкусом.