01
Технические особенности и различия моделей
Технические характеристики и различия моделей DAC, используемые чипы, особенности их звучания и влияния различных компонентов на итоговое звучание устройств. Как инженерные решения и подбор комплектующих формируют звуковой почерк модели.
Нет, это лишь номер разработки, который соответствует определенному чипу.
DAC 1.0 — 1.1: PCM56
DAC 2.0 — 2.4: TDA1541
DAC 3.0 — 3.22: TDA1541
DAC 4.0 — 4.2: PCM58
DAC 5.0: AD1864, AD1865
HERMES/58: PCM58
HERMES/62: AD1862
DAC U — U1: PCM63
HERMES/63: PCM63
DAC X: TDA1540 (coming soon)
DAC Z / DAC 0.1 — 0.11: TDA1543
Можно сказать только о паре 2.0 и 3.0, что третья версия уровнем выше, чем вторая. В остальных случаях — это независимые линейки, каждая на своем чипе. Лишь индекс SE указывает на особые звуковые свойства аппарата.
Уровень качества звучания определяется выходным каскадом и элементной базой.
Это индекс, соответствующий особым требованиям к звуку. SE серия отличается глянцевой черной панелью (кроме предусилителя-корректора на лампе EL84, который, однако, скоро тоже получит такую же фронтальную панель). Продукция с подобным индексом требует больше времени на сборку, регулировку и настройку звука.
В аппаратах SE серии используются более дорогие компоненты — конденсаторы black gate FK, PK, F, STD, Audionote Tantalum non magnetic and niobium, экзотические компоненты 30-х годов, более тщательно отбираются транзисторы в стабилизаторах. В большем объеме применяется принцип контуров Антона Степичева. Резисторы в преобразователе проходят специальную обработку.
В процессе постановки голоса любого аппарата SE серии применяются также нестандартные приемы. Все это позволяет устройствам из ряда SE демонстрировать серьезный отрыв по звуку от стандартных плат и наборов. Звуковая настройка специальной серии проходит в несколько этапов, прогон требует до 100 часов чистого времени, так как изменения вносятся поэтапно. Это невозможно делать в условиях серийного производства.
Это сложный вопрос, так как все перечисленные чипы — весьма достойные цифро-аналоговые преобразователи, каждый со своими особенностями. Чип — это лишь часть большой мозаики, он не играет сам по себе. Питание, выходной каскад, подбор комплектующих — всё это может существенно повлиять на впечатления, даже при неизменном выборе чипа преобразователя. Однако постараюсь описать характерные особенности используемых чипов.
PCM63
Обладает сладким, наполненным голосом и создаёт иллюзию аналогового звучания с теплотой и мягкостью, которую он привносит в любую фонограмму. Хорошо это или плохо — вопрос вкуса. PCM63 прекрасно сочетается с твердотельным
выходным каскадом и многими лампами. Подстройка линейности отсутствует, а чипы с грейдом K становятся всё сложнее достать. Точность обычных чипов зачастую далека от заявленных 20 бит.
PCM58
Даже без грейда обладает наивысшей точностью на малых уровнях благодаря подстройке четырёх старших разрядов. Однако голос этого чипа тоньше, более «сухой» и графичный. Этот чип требует выходного каскада с определённым звуковым
почерком — предпочтительно большие лампы с массивным звуком. Из других достоинств — широкий и глубокий звук (sound stage), низкий уровень чётных гармоник.
PCM56
Один из самых музыкальных и недооценённых чипов Burr Brown второго поколения (первое — PCM52, PCM53, PCM54). PCM56 имеет самый чистый спектр из всех мультибитных чипов, хорошо очерченные границы звука (у PCM63 они несколько
смягчены), простую настройку линейности и честные 16 бит. Звуковая особенность — бархатный бас. На малых уровнях уступает лишь PCM58.
TDA1541
Самый загадочный и сложный в реализации чип. Может звучать по-разному, создавая иллюзию недостатка разрешения или, наоборот, раздражая сверхдетальностью. Обвязка дем-ячеек, ламповый клок, три напряжения питания — всё это
создаёт множество степеней свободы и усложняет гармонизацию аппарата. Однако именно эти особенности позволяют создать интересный и разнообразный по звуку ЦАП, который может сочетать в себе достоинства других чипов.
TDA1541 передаёт интонации человеческого голоса и микродинамические нюансы настолько убедительно, что о некоторых недостатках забываешь. Этот чип имеет разрядность всего 16 бит, поскольку является продуктом 1984 года. У него нет точности PCM58, сладости PCM63 и чётких границ звука как у PCM56, но его способность передавать музыкальные нюансы заставляет любителей звука боготворить TDA1541 в удачных реализациях.
Существуют версии чипа с короной и даже с двумя коронами (повышенная линейность на малых уровнях), что открывает простор для экспериментов в поисках идеального звучания. Если вы не поклонник красивых цифр и графиков, а предпочитаете получать удовольствие от музыки, TDA1541 может стать отличным выбором.
Ранее я считал звук AD1865 более «синтетическим», чем звук чипов Burr Brown, однако сейчас в продаже есть DAC 5.0 с таким решением. Можно сказать, что этот недостаток удалось преодолеть, и теперь AD1865 используется в одной из моделей.
Это означает высший уровень качества качества звучания. Это означает только использование силовых трансформаторов, изготовленных вручную с использованием винтажных материалов- медного обмоточного провода и сердечников в основном немецкого производства.
В этой линейке происходит особенно тщательный подбор радиоэлементов, для этих моделей мы изготавливаем специальный многожильный провод для внутренней разводки.
В этой линейке используется больше экзотических и редких компонентов, которые приходится иногда покупать в единичном экземпляре. Эта линейка предполагает больше часов прослушивания и постоянные корректировки звука, а также подбор радиоламп.
Также в этой линейке используются RCA гнезда, сетевые разъемы и ножки более высокого качества.
Подробный список изменений по каждой модели будет помещен в отдельной статье.
К сожалению, это невозможно. В завершенном продукте я несу ответственность за конечный звуковой результат, я предлагаю эстетический целостный и гармоничный продукт. Когда я получаю запрос на набор плат в варианте signature, для меня это равносильно просьбе изготовить прекрасную скрипку, но отправить ее без струн и подгрифника, или в виде набора- деки, обечайки, гриф, и так далее.
Звук зависит от любой мелочи- от материала и размеров корпуса, от отверстий в корпусе, от маршрута прокладки кабелей, от их длины и качества, от направлений , от используемого припоя и паяльника, и еще множество факторов. И настройка звука производится с учетом всех этих нюансов.
Если я отправлю платы и покупатель, обладающий навыками в электронике самостоятельно их установите в корпус, они могут звучать хорошо, но никогда не будут звучать так, как звучит собранное мною изделие. Они всегда будут звучать иначе.
Поэтому платы, которые продаются как КИТ для самостоятельной сборки, не содержат дорогих компонентов , таких как конденсаторы Блек Гейт или резисторов аудионот. Эти наборы обеспечивают достаточно высокий уровень звучания, но уровень качества звука у законченных мною устройств выше.
02
Как выбрать подходящее устройство?
О грейдах чипов для ЦАП, их характеристики.
К грейдам я отношусь абсолютно спокойно. Многие люди полагают, что это знак более высокого качества звучания, но это типичная ошибка. Грейд К означает лишь поведение чипа на малых уровнях — -60…-90 дБ.
В цифровой записи, в отличие от аналоговой техники, уровень искажений растет с понижением уровня сигнала. Поэтому чипы, выпущенные по более строгим требованиям, имеют меньшие искажения на этих уровнях.
При этом такой чип может звучать в целом хуже, чем чип без грейда. Звучание чипа складывается не только из линейности на малых уровнях, а из множества других факторов: чистота материалов, год производства, оборудование, люди, страна, материал корпуса, материал выводов и их направления.
Сплошь и рядом встречается ситуация, когда чип без грейда играет более музыкально и приятно, чем чип с грейдом. Это также относится к TDA1541 с короной. Формально чип с короной звучит точнее, но старая TDA1541 без каких-либо индексов, прошедшая полный цикл сборки в Голландии (об этом говорят производственные коды ННН), играет намного лучше, чем чип с двумя коронами.
Чем позже выпущен чип 1541, тем более острые и резкие высокие частоты он имеет. Начиная с 1987 года качество микросхем резко изменилось — чипы звучат все более агрессивно и менее певуче.
В моем домашнем ЦАП я использую TDA1541R1 производства 1986 года, которую выбрал по наилучшей линейности и минимальному разбросу между каналами.
Что касается остальных чипов, проблема похожая. AD1865 лучше выбирать по звуку, а не по наличию грейда. PCM63 и PCM58 с грейдом К, выпущенные в Южной Корее, обычно звучат хуже японских без грейда.
Да, бывают случаи, когда звезды на небе сходятся, и чип с грейдом обладает не только более высокой линейностью, но и более качественным звуком. Однако это вопрос везения, как лотерея.
Так что я рекомендую не создавать себе очередной аудиофетиш в виде корон, К, S1, S2 и прочих знаков.
Понимаете, я не вижу лучшего чипа. У каждого чипа свои сильные и слабые стороны.
РСМ63 имеет более чистый тон, и более правильную структуру обертонов, но ТДА1541 как то особенно выразительно передает человеческий голос и чрезвычайно бережно обращается с динамическими нюансами.
На фортиссимо симфонического оркестра РСМ63, как и все семейство бурр браун, имеет заметные преимущества.
PCM58 лучше всех мультибит цап в отношении линейности, но у нее голос не такой сладкий и красивый как у РСМ63, с ним нужно серьезно работать, чтобы он оброс мускулами и плотью
TDA1540 предлагает потрясающий звук, там есть и выдающийся масштаб, и аналоговая выразительность, но есть проблемы с послезвучиями и линейностью на малых уровнях. Ей не хватает воздушности и легкости.
AD1865 представляет собой некое усредненное качество, есть и чистота и ясность, и линейность
ТДА1543 динамичнее, чем ее более сложные сестры 1540 и 1541 , но она не обладает такой шириной и глубиной цены и такой чистотой тона.
В своем домашнем ЦАП я применяю TDA1541, она мне кажется разумным компромиссом .
Что касается PCM1702 и особенно вожделенной аудиофилами 24 битовой PCM1704, то многократные сравнения с более древними чипами вызывали поразительно стабильную реакцию- приступ гомерического смеха. Поэтому я не буду ничего говорить о качестве этих чипов.
Вы конечно спросите о битах, но поверьте, в этой теме больше маркетинга, чем реальных достижений.
Вам годами продают новые биты ( сегодня кажется разрядность достигла 32 бит), которые не могут быть реализованы, так как разрядность упирается в физические пределы- шумы. Именно по этой причине мы в 2024 году до сих пор с удовольствием слушаем 14 битовый TDA1540. Это главное доказательство, что в цифровой технике важны не столько рекордные цифры, сколько качественная реализация принципа.
Можно работать с форматом, но нет техники, которая действительно реализовывала бы разрешение, соответствующее 24 или 32 битам.
DAC 0.11 | 230/200/120 | 5 kg
DAC 2.4, DAC 4.1, DAC U1, DAC5.0 | 440/200/120 | 7-9 кг (зависит от конфигурации)
DAC 3.2 , 6080 усилитель для наушников, HERMES, PSYCHE | 400/410/170 | 15-21 кг (зависит от конфигурации)
USB-конвертер | 190/200/120 | 3 кг / ПРОДАНЫ
RIAA EL84/EF86 | 450/230/130 | 10 кг
RIAA 6N6P/EF86, Гибридный усилитель | 360/230/130 | 5-6 кг (зависит от конфигурации)
03
Заказ
Каким образом обрабатывается заказ, правила заказа.
Индивидуальная сборка и процесс производства
Большинство устройств и плат собираются только после предоплаты, что делает практически каждый заказ индивидуальным. Если какая-то позиция готова к отправке (что бывает крайне редко), это указывается отдельно в описании товара. Таким образом, между оплатой и отправкой всегда проходит некоторое время, которое увеличивается с усложнением устройства.
Процесс подбора компонентов
Подбор элементной базы существенно влияет на способ производства плат. Винтажные компоненты приобретаются на рынках и аукционах в небольших количествах, поэтому конвейерная сборка невозможна. Все платы собираются вручную
в несколько этапов.
Этапы сборки
Изделия уровня SE собираются дольше обычных. Радиоэлементы устанавливаются после определения наилучшего звучания, резисторы проходят специальную обработку. Далее выполняется предварительный технический
контроль плат, измерения, мойка, сушка, покрытие лаком, повторная сушка, установка в корпус, тестирование в собранном виде, звуковая настройка, прогон, нанесение краски на резьбовые соединения, упаковка и отправка.
Материалы и технологии
Сборка ведется с использованием американского припоя KESTER, а также немецкого припоя трёх видов, включая медьсодержащий. Мойка осуществляется в экологически безопасном растворе VIGON (производство
Германия). Второй цикл мойки проводится с применением экологически чистого моющего средства.
Цикл сборки получается довольно сложным, но это единственный способ обеспечить высокое качество звучания устройств, балансируя между индивидуальным и массовым производством.
(!) Пожалуйста, имейте ввиду — производство сложных моделей таких как Hermes, Hephaestus и Psyche требует больше времени.
Остальные модели собираются примерно за месяц. К сожалению, невозможно рассчитать точный срок, так как он зависит от многих факторов — длины очереди в конкретный момент, доступности всех компонентов, необходимых для сборки и прочих.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с правилами заказа перед внесением оплаты. Эти правила применяются во всех случаях и вступают в силу с момента проведения транзакции.
1: После предоплаты изменения содержания заказа, например, изменение модели ЦАП или типа устройства, не принимаются. Если вы хотите внести изменения, сделайте это до оплаты.
2: После предоплаты заказ не может быть отменён, так как часть платежа сразу используется для покупки необходимых компонентов и деталей.
3: После предоплаты вы должны предоставить следующую информацию:
1. Список заказанных товаров и их характеристики, например, длина кабеля.
2. Напряжение в вашей электросети.
3. Ваш адрес в следующем формате:
— Страна
— Штат/Регион/Провинция (опционально)
— Почтовый индекс
— Город
— Улица
— Адрес (номер дома, квартиры и т.д.)
Дополнительно необходимо предоставить ваши личные данные:
— Номер телефона
— Электронную почту (ваш основной адрес)
— Имя и фамилию
Если получателем является не вы, а юридическое лицо или другое лицо, пожалуйста, предоставьте всю необходимую дополнительную информацию. Адрес доставки будет заполнен в точности так, как вы его указали, поэтому убедитесь, что он точен.
4: Если заказчик не может оплатить оставшуюся сумму за готовое устройство, его заказ будет храниться на складе столько, сколько потребуется.
5: В случае отказа от оплаты оставшейся суммы заказ будет выставлен на продажу, и заказчик получит аванс только после продажи заказа. Гарантированных сроков продажи нет.
6: Возврат по причине несоответствия звука ожиданиям невозможен. В случае технических проблем мы предлагаем бесплатный ремонт.
7: Если заказ будет повреждён или утерян почтовой службой, мы покроем расходы на ремонт или заменим его на новое устройство. Каждый такой случай будет рассматриваться индивидуально.
8: Обслуживание проданных устройств осуществляется бесплатно; заказчик оплачивает только пересылку.
9: Если заказчик запрашивает апгрейд, стоимость апгрейда рассчитывается индивидуально.
10: Срок изготовления заказа, обещанный в личной переписке — это очень приблизительная величина, которую невозможно рассчитать точно. Длительные сроки доставки частей, изготовление отдельных компонентов вручную, блэкауты — некоторые условия просто невозможно контролировать. Иногда удаётся завершить заказ раньше, но чаще он выполняется дольше, чем запланировано. Поэтому размещая заказ, вы обязуетесь терпеливо ждать его выполнения.
Обещанный срок производства является очень приблизительной оценкой и не может быть рассчитан точно. Удлинённые сроки поставки деталей, ручное изготовление отдельных компонентов и непредвиденные перебои, такие как отключение электроэнергии, являются условиями, которые не зависят от нас. Иногда нам удаётся завершить некоторые заказы раньше ожидаемого срока, но чаще это занимает больше времени, чем планировалось. Таким образом, размещая заказ, вы соглашаетесь терпеливо ждать его завершения.
‼️Оплачивая Ваш заказ, вы соглашаетесь со всеми вышеуказанными правилами.