Если среднестатистического любителя классической музыки попросить перечислить выдающихся дирижеров 20-го века,он назовет вам множество громких имен,но вряд-ли среди них будет имя Рихарда Штрауса.Большинство любителей музыки воспринимает Р.Штрауса прежде всего как композитора,автора симфонических поэм и опер,и даже не догадывается,насколько значимой была исполнительская деятельность этого выдающегося музыканта. Отрывок из книги Н.Лебрехта «Тайная жизнь и позорная смерть индустриии грамзаписи классической музыки»: «Рихард Штраус подобно Малеру считался одним из лучших оперных дирижеров.Бесстрастный на подиуме,он с презрением относился к потным,подпрыгивающим и размахивающим руками любителям.Для того чтобы применить свою власть,ему довольно было пошевелить бровью,а поднявшийся шум он останавливал одним движением локтя.Какое либо высокомерие в его отношении к музыке и музыкантам отсутствовало.»Будьте добры,играйте то что написано!»-так выглядел суровейший из выговоров,какие он делал музыкантам.Один из рецензентов писал:»Он говорит легким тоном и отдает распоряжения голосом столь ровным,что не сталкивается ни с возражениями ни с ограничениями свободы его действий-их заменяет свободный поток обмена мнениями,вопросов и ответов».Во время обеденных перерывов он играл с оркестрантами в карты,и те считали за честь проигрывать легендарному композитору свои нелегким трудом заработанные деньги……. Что бы не привносил Штраус в музыку,лицо его не выдавало ни малейших эмоций». Р.Штраус сделал первую свою запись в 1917 году,в то время когда писали исключительно акустическим способом. В середине 20-х Штраус сделал ряд записей по так называемой технологии «light-ray» компанией Дойче Граммофон,по лицензии Brunswick.Этот экозтический метод представлял собой прямую акустическую запись без микрофона на 35 миллиметровую кинопленку с помощью так называемого фото-акустический преобразователя.В устье рупора была установлена мембрана,которая передавала колебания зеркалу,далее сложный промежуточный механизм засвечивал кинопленку.Воспроизведение производилось с помощью фотоэлемента и усилителя,т.е. было электрическим.По этому методу с оркестром берлинской оперы были записаны 40-я симфония Моцарта,7-я Бетховена,39-я Моцарта и 41-я.»Юпитер».Грамластинки были выпущены фирмой полидор.Несмотря на посредственное качество,эти пластинки запечатлели феноменальные качества Штрауса-дирижера.Бешеный темперамент,импульсивность и взрывчатость молодого Рихарда пробиваются даже сквозь мутную запись с ограниченным частотным и динамическим диапазоном. В 1928 году(т.е. спустя год) Штраус переписал 40-ю Моцарта электрическим методом.Эта запись намного лучше оптической,версия 28-го года звучит ясно и энергично.Единственное,в чем первая трактовка Штрауса выигрывает,как мне кажется,так это более страстный тон и подвижный темп последней части,аллегро ассаи. 40-ю симфонию Моцарта в исполнении Р.Штрауса прекрасно ремастировал Анатолий Маркович Лихницкий с предоставленных мною пластинок: http://www.shabad.ru/amlmusic/product/rihard-shtraus-dirizher-disk-2-zap-1928-g/ В том же году Р.Штраус сделал феноменальную запись 5-ой симфонии Бетховена(она также представлена в упомянутом альбоме) Кроме симфоний венских классиков и увертюр Вагнера,Глюка и Вебера,Р.Штраус оставил нам образцовые интерпретации собственных сочинений. В начале 20-х была записана симфоническая поэма «Смерть и просветление»,чуть позже «Дон Жуан»,отрывки из «Саломеи»,»Жизнь героя» и другие опусы.Интересно сравнить с этими записями интерпретации других известных дирижеров.»Дон Жуана»,например,записывали такие титаны как молодой Караян,Фуртвенглер,Менгельберг,но страстность и убедительность высказывания автора они превзойти не смогли. «Смерть и просветление» в авторском прочтении интересна более других,ведь на СД и на виниле она ранее не переиздавалась.В настоящее время запись доступна лишь в виде ремастера Анатолия Марковича Лихницкого: http://www.shabad.ru/amlmusic/product/rihard-shtraus-dirizher-zap1924-1929-gg/ Для любителей музыки ,желающих узнать о жизни Р.Штрауса больше,рекомендую книгу Теофила Финка
No responses yet