Недавно я получил очередной СД,с записью виолончельных сюит Баха,но исполненных на виоле да-гамба итальянским музыкантом Паоло Пандольфо.Эту запись на музыкантских форумах изрядно хвалили,что конечно не является показателем качества(профессиональные музыканты слушают музыку иначе чем любители,поэтому советы профессиональных исполнителей не всегда полезны).Послушав альбом Ландольфо,захотелось сопоставить свои впечатления от других интерпретаций сюит,записей которых у меня за многие годы собирательства пластинок и дисков набралось более десятка.Здесь и Ростропович,и Казальс в трех вариантах(шеллак-винил-СД),Билсма,Шафран на мелодиевском виниле,Фурнье и Йо-Йо-Ма,Арнонкур!,Судзуки,и другие исполнители.Вопрос:а что же из всего этого выбрать слушателю,который только начинает открывать для себя сольные сюиты Баха?Какие СД или пластинки стоит искать,чтобы не тратить деньги на покупку заведомо бездарных записей?На этот вопрос я попытаюсь ответить,.
Хоронологически первой появилась запись Казальса,с нее мы и начнем. Как известно,комплект с пластинками Казальса,выпущенный в 1936 году,стал первой в мире записью баховских сюит,а сами сюиты до начала активной популяризатоорской деятельности испанского виолончелиста имели значение лишь как педагогический материал,т.е. грубо говоря,как этюды для разминки пальцев.Пабло Казальс был первым,кто выявил художественные достоинства этой музыки и вывел ее из консерваторских классов на концертную эстраду.Впрочем,все это общеизвестные сведения,которые каждый желающий может почерпнуть в интернете.Самое важное заключается в том,что сюиты Баха были для Казальса своего рода высшей целью в виолончельном исполнительстве,а запись сюит сверхзадачей,к решению которой Казальс готовился много лет.Пластинки Казальса это не просто запись игры большого мастера(ведь многие величайшие музыканты записывали Баха с плачевным результатом,как например Хейфец или Крейслер),а это результат многолетнего труда,многолетнего обдумывания и осмысления музыки Баха,результат той самой работы «в уме и в душе»,которую обязан производить не только исполнитель,но и любой серьезный,вдумчивый слушатель.Многолетний труд над сюитами дал свои плоды.Пожалуй никакая другая запись не оставляет ощущения полнейшего слияния исполнителя с музыкой на каком то сверхчеловеческом уровне.Некто назвал исполнение Казальса культовым.Я с этим совершено согласен.Исполнение совершенно уникальное,и в своем роде непревзойденное.Альбом Казальса с сюитами также вошел в список высших достижений звукозаписи,составленный известным журналистом Лебрехтом по результатам опроса огромного количества любителей музыки.Этого вполне достаточно,чтобы рекомендовать запись Казальса как первую и самую важную для знакомства с баховскими шедеврами.Даже признанная запись Фурнье на фоне Казальса выглядит вторичной.
Теперь ближе к музыке. Первая сюита пожалуй самая известная из всех виолончельных,и ее первая часть ну может чуть менее популярна чем знаменитая до мажорная предлюдия из первого тома ХТК. Я всегда воспринимал прелюдию первой сюиты как необычайно романтическую,»мерцающую»,зыбкое видение,пробуждающее щемящую тоску по прекрасному,с неожиданными минорными отклонениями и устремленностью к неведомой цели.И вот тут большинство исполнителей абсолютно не попадают в настроение музыки.Обычно это часть играют или деловито-холодно,стараясь сделать выпуклой полифонию,или с подчеркнутой моторностью,как этюд или виртуозное упражнение.И только игра Казальса передает романтический,трепетный характер музыки.Отчасти удалось воспроизвести этот колорит гамбисту Паоло Пандольфо,во всяком случае аккордовая игра,манера музыканта и специфический тембр гамбы прекрасно гармонируют с характером музыки. Я переслушал в первой сюите Казальса,Фурнье,Йо-Йо-Ма,Судзуки(концертмейстер группы виолончелей оркестра «La Petite Bande» под управлением Сигизвальда Кейкена),первую запись Билсмы,Ростроповича и Шафрана,а также гамбиста Паоло Пандольфо На фоне Казальса запись Фурнье(ближайшая по хронологии)вторична.Это и неудивительно,ведь Фурнье не ставил себе сверхзадачу подобно Казальсу,и в своей интерпретации во многом опирался на достижения испанского виолончелиста.В результате у Казальса каждая нота «с кровью»,а фразировка рождается из глубины сердца .У Фурнье я слышу высококачественное музицирование,профессиональное,с хорошей кантиленой,умное,элегантное,тщательно продуманное,но с энергетикой примерно в одну десятую от казальсовской.Может звукозапись 60-х с ее обратными связями и магнитофонами отчасти виновата?Не знаю.Но слушать Фурнье после Казальса я не могу.
Запись Билсмы полна экспрессии и драматизма,подробностей и пикантностей,характерных для так называемого аутентичного стиля,с обязательным выдуванием длинных нот и превалированием декламационной манеры над кантиленной,однако при прослушивании этого диска не покидает ощущение некой театральной условности происходящего.Резюме:»не верю!»
Запись Судзуки откровенно разочаровала.Технически японец оснащен изрядно,например,фугу из до минорной сюиты отыгрывает как заведенная машина,однако чувств в игре ноль,мысль отсутствует,слушателю предлагается лишь высокотехнологичное воспроизведение текста и ничего более.Разве это искусство,призванное что-то там пробуждать в наших душах?
Послушал я и редкую запись Арнонкура,которая в виниловой версии стоит довольно дорого,на аукционах до 300длр и выше.По моему мнению запись эта не представляет никакой художественной ценности,только коллекционную. Игра Арнонкура школярская,довольно примитивная,может быть чуть более выразительная чем у Судзуки,но в попытках сыграть сюиты в новом «декламационном» стиле исполнитель,как мне кажется,упустил самое главное-живую сущность музыки.На пластинках записана не животрепещущая Музыка Баха,а сухо и невыразительно озвученная партитура,предоставляющая нашему воображению полную свободу действий.
Ростропович записал сюиты Баха в почтенном возрасте,когда его пик формы остался далеко позади,и несмотря на феноменальную техническую подготовку маэстро слышно,что исполнение дается ему с трудом.Природу,увы,не обманешь.Струнник не может в 70 лет играть так же качественно как в 20 и 30.Мышцы теряют эластичность,утрачивается контроль за вибрацией,качество звука,страдает подвижность пальцев.Этому конечно можно противопоставить опыт,мудрость прожитых лет и глубокое проникновение в музыку,что мы можем наблюдать у Клемперера,того же Казальса или Горовца.Но на мой слух и вкус запись неудачная,двойственная,неровная и неубедительная,несмотря на восторги,расточаемые виолончелистами на узкоспециализированных форумах,меня итоговый продукт совместной работы Мстислава Ростроповича и фирмы EMI не впечатляет.Не хватае в этой записи мудрости и искренности Казальса,элегантной и изящной фразировки Фурнье,взрывчатости Билсмы или дзен-буддистского прогружения Йо-йо-мы.Есть ряд относительно удачно сыгранных частей,есть весьма средние.
Продолжение следует
No responses yet