Много лет назад,когда я был еще студентом, я услышал по радио музыку,которая буквально ошеломила меня своей страстью и энергией.Это была явно музыка 18 века,но какая то странная,причудливо-изломанная,капризная,с резкими сменами настроения,дикими,непредсказуемыми модуляциями и внезапными ударами струнных.В этой музыки попадались фразы и темы невероятной красоты,которые будучи вырванными из окружения вполне могли сойти за обрывки музыкальных мыслей Шумана,Брамса,Шопена,т.е. звучали достаточно романтично на фоне множества архаичных элементов.Вместе они составляли неповторимый букет.Как потом оказалось,эту музыку написал Карл Филипп Эммануил Бах,средний сын великого Иоганна Себастьяна Баха. В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения Эммануила Баха.Это немалый срок.Что нужно сделать,чтобы тебя помнили 300 лет?Чтобы интересовались твоими работами и обстоятельствами жизни?Наверняка нечто неординарное.Быть сыном великого отца недостаточно.Сегодня,к примеру,никто кроме специалистов не знает творчество младшего сына В.А.Моцарта,жившего и работавшего в Львове,не знают и Кристофа Баха,а музыку Эмануила Баха помнят,исполняют и записывают.Так был ли гением средний и самый успешный из сыновей Баха? Мы сегодня знаем следующее.Эмануил был виртуозом-исполнителем на клавире,дирижером,он был педагогом,теоретиком и мыслителем,оставившим после себя труд(кстати изданный на русском языке):«Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире» http://www.irms.ru/kbach001.html Эммануил был также королевским аккомпаниатором,выполнявшим в течении 30 лет прихоти Фридриха Второго,игравшего на флейте.Мало кто знает,что К.Ф.Э Бах является автором огромного количества песен,и его песенное творчество способствовало появлению совершенных песен Шуберта.Кроме того,Э.Бах дружил со многими поэтами Германии своего времени и вероятно вдохновлял их своей музыкой.Наконец Э.Бах бережно хранил рукописи отца и намеревался опубликовать некоторые из его сочинений,а однажды даже он исполнил часть си минорной мессы Иоганна Себастьяна. Слава пришла к Ф.Э.Баху вместе с изданной книгой,в 1753 году,а в 1768 Эмануил переехал в Гамбург,заменив умершего Телемана на посту музикдиректора.В Гамбурге Бах достиг вершины почета и уважения.Гамбург в то время был вольным городом,центром свободомыслия и искусств,в который устремились поэты,философы и музыканты со всей Германии,хотя сам Э.Бах к гамбургской публике относился снисходительно-иронически. Сохранились автобиографические заметки Э.Баха и его письма.в которых встречаются такие строки: «Начиная с пятидесяти лет я потерял всякое честолюбие.Я сказал:»Будем пить и есть,завтра мы уснем».Было ли это разочарованием достигнутым к концу жизни,или Бах кривил душой,мы никогда не узнаем,но зато мы знаем,что по его же собственному признанию,композитор писал музыку «с сахаром и без оного»,т.е. частенько сознательно шел на уступки публике.Видимо эта постоянная необходимость идти на компромиссы со своей совестью художника и вызывала у композитора приступы жестокой меланхолии. Баху среднему пришлось нелегко,он родился и вынужден был творить в переходную эпоху,когда вкусы и стили менялись с головокружительной быстротой,поэтому средний Бах стоит как бы между эпохами,и музыка его несет на себе следы этого мучительного перехода от старого мира к новому.Манера Эммануила это сентиментальный,так называемый «чувствительный» стиль,сочетающийся с «бурей и натиском»невероятного накала страсти.Сами поэты-штюрмеры считали музыку Эммануила «родной сестрой» их поэзии. Доктор музыки из Оксфорда Берни(его мемуары были изданы на многих языках,в том числе и на русском)в 1760-х годах посетил Э.Баха и написал в своем дневнике:»Ф.Э.Бах-лучший и наиболее искусный художник в области выразительности.Он владел всеми стилями,но выше всего он был в выразительном стиле.Он был ученым,более ученым,когда он этого хотел,чем его отец,в особенности в разнообразии его модуляций». Лучший????Это в то время когда жили Гайдн и Моцарт и совсем недавно умер старший Бах,Бах-отец?Именно так!Музыканты 18-го века признавали Эмануила величайшим мастером и учились искусству композиции на его музыке.Гайдн прилежно изучал сборники сонат Эммануила,Моцарт писал фантазии,копирующие фантазии Эммануила,Бетховен штудировал партитуры Эмануила,и можно сказать,что венские классики не стали бы такими,какими мы их знаем,не будь Карла Филиппа Эмануила Баха. Если почитать унылые советские учебники по музыкальной истории,создается впечатление,что великие композиторы не просто писали музыку по велению души,самовыражаясь,а большей частью кого-то предвосхищали,что-то развивали,кого то продолжали,преломляли в своем творчестве чьи то идеи,и.т.д.,то есть сообща строили общее здание музыки,без оглядки на себя и свои желания,подобно тому как советский народ строил коммунизм,растворив все личное в общественном.Но в случае К.Ф.Эмануила преувеличить его вклад в стройное здание классической музыки действительно трудно.Этот человек дал другим едва ли не больше,чем вложил в свою музыку!(К слову «своей» музыки Эммануил написал чудовищное количество.Это 60 клавирных концертов,сотни сонат и фантазий для клавира соло,огромное количество песен,кантат,два десятка пассионову,симфонии,флейтовые и гамбовые сонаты,органные произведения.Фантастическое количество музыки.Одна только музыка для клавира умещается на 60 компакт дисках!) В возрасте 74 лет К.Ф.Э.Бах умер,окруженный почетом и любовью,осиянный лучами славы,воспетый и оплаканный друзьями-поэтами.Слава же его потихоньку стала гаснуть и уснула до начала двадцатого века. А в двадцатом веке начинается возрождение славы композитора и почти детективная история нотного архива К.Ф.Э.Баха! Как известно,рукописи И.С.Баха были разделены поровну между сыновьями,и свою часть наследия Эммануил бережно хранил.Рукописи эти попали в Берлинскую певческую академию(ту самую,в которой учился Мендельсон,и в которой он впервые исполнил страсти по Матфею).В конце второй мировой войны рукописи вывезли из Берлина,чтобы они не погибли под артобстрелом,далее архив был захвачен советскими войсками. Существует полумифическая история о том,как в 1945 году к киевской консерватории подъехал танк Т34 и командир экипажа,высунувшись из люка,крикнул:»Тут музыкой занимаются?Принимай ноты!»И выгрузил свыше пяти тысяч редчайших рукописей(часть из них автографы!)в связанных брикетах прямо на порог консерватории Все дело было в том,что сразу после капитуляции Германии по распоряжению Сталина многие культурные ценности Германии были вывезены в СССр,пишут что речь шла о тысячах грузовиков,набитых доверху книгами,архивами,нотами,картинами и прочими вещами.Часть этого добра рассеялась по Союзу,почему было принято решение отдать нотный архив киевской консерватории?Нам уже не ответят.Вероятно в суматохе тех дней никто подобные вопросы серьезно не обдумывал.Это на сегодняшний день на аукционах манускрипты потянули бы на многие миллионы долларов.В 1945 году это была просто кипа нот.В той страшной разрухе было не до музыки. Продолжение следует
Please use the Contacts page for inquiries or purchases. Such comments will not be published.