Чистовой вариант бюджетного ДАК -а
Первый вариант ДАК – а отправился в небытие, настало время заказывать чистовые, доведенные до ума платы с золотым покрытием дорожек и авторским лаком.
Заказал, получил, собрал…
Слушаю серийный вариант, все играет еще вкуснее и с дополнительными красками, хотя и экспериментальный радовал. И самое интересное и главное: куда подевалась вся грязь от TDA1543? Грязи нет вообще! Прорезались тихие звуки, появилась деликатность, обертоны теперь хорошо слышны. Вместо сумасшедшего напора геббельсовского репродуктора — открытость и естественная динамика.
Длинный тракт ИНОГДА звучит лучше короткого!
Совсем немного удлинил путь сигнала, а по ощущениям, он стал будто — короче. Вместо комка грязи – чистота и рафинированность. Лампа после транзистора облагораживает картину, хотя можно было бы обойтись и без нее. Бумаго-масляные емкости вносят свой вклад, сглаживают шершавость, ведь «голый» выход даже у TDA1541 не играет. Тракт короткий, все каскады согласованы, все подчинено гармонии целого: на пути сигнала всего один транзистор и прямая связь с буферным каскадом на лампе, еще одна емкость на выходе.
Если преобразователь на КТ602 впрямую сравнить с любым операционным усилителем, например — с ОУ AD841, то последний уступит по всем признакам звучания. Теперь интересное открытие: PCM63 в паре с цифровым фильтром SM5842 и выходным буфером на АД841, тонкие детали и тихие звуки отыгрывает НЕ ЛУЧШЕ, чем TDA1543 NOS с преобразователем ток напряжение на кт602 и ламповым буфером!
Вот и думай теперь, стоит ли максимально сокращать тракт в угоду бумажным характеристикам…
Конечно, у каждого человека есть своя грань слышимых допустимых искажений, которые он готов стерпеть в нагрузку к часто «мнимой» музыкальности. Свои границы отмерил точно, и преступать через них не собираюсь.
Доводка бюджетного ДАК -а
Пришлось основательно повозиться с подбором остальных деталей для ДАК –а так как голая схема, это пол дела. Где и какие установить Audio конденсаторы, резисторы и т.д. С нагрузкой кт602 намучился в коллекторе, разные диоды в выпрямители ставил. Все для звука, все для победы. Смещение для каскада с общей базой на кт602 организовал на стабилизаторе TL431. Получает питание от второго стабилизатора на моем любимом германиевом транзисторе п605. Стиль более дорогих ДАК –ов Abbas Audio по питанию сохранился.
Пришлось побороться с грязью и шумом, для чего поставил простенький ФНЧ на винтажных резисторах Дралорик и немецких пленочных конденсаторах. После фильтра звуку стало совсем хорошо. Чистый тон 1 кГц с уровнем -60 дБ с тестового диска теперь слышен достаточно ясно. Слышно даже -70, -80… и -90 дБ угадывается! Теперь другое дело! И музыка совсем по-другому играет!
С Днем Рождения, Народный ДАК Abbas Audio 0.1!
Девайс получился достойный, с ясным и «вкусным «, «фирменным» звуком, причем за более чем умеренную сумму. Я вполне удовлетворен затраченными усилиями. Самое интересное, что схемотехника бюджетного ДАК –а представляет собой своего рода насмешку над адептами максимально коротких трактов. Я нарушил все «незыблемые» каноны аудиофилов, и получил при этом великолепный результат! Лишний раз убеждаюсь, что гармония в деталях, приводящая к лучшему звуку, гораздо важнее догм и умозрительных правил.
Звук
Удалось избавиться от «кукольного» тощего звука при работе TDA1543 на резистор. Артикуляция низких частот при работе микросхемы на каскад ОБ намного лучше, тональная чистота выше всяких похвал. Появилась та самая «интеллигентность», которую требовал АМЛ, а вместе с ней и ажурная воздушность и рафинированность. Как итог, слушать музыку стало намного приятнее, интереснее, причем – любую.
Асинхронный реклок смещает звук в сторону дополнительной теплоты и «маслянистости», звучание начинает походить на винил. Триггер реклока можно подбирать, что кардинально отражается на звучании. Широчайшее поле для экспериментов: год выпуска, фирму, тип логики, все можно подобрать под индивидуальный вкус. Мне, например, нравятся старые DL074 выпуска 1989 из Германии, они очень «жирно» поют, очищая звук от всякой шелухи.
Вопрос применения асинхронного реклока каждый должен решить для себя самостоятельно. Ставить перемычку или применить реклок, это зависит от качества работы CD проигрывателя, при воспроизведении цифрового сигнала с компьютера без асинхронного реклока скорее всего не обойтись.
Возможности бюджетного ДАК -а
Для желающих все попробовать своими руками на плате установлен миниатюрный лаповый клок с возможностью подстройки. Теперь любитель хорошего звука с ограниченным бюджетом имеет три девайса в одном:
- Собственно, готовый к использованию ДАК с правильным питанием, никаких лишних манипуляций — включил и слушаешь;
- Адептам резисторов – отгибаем выводы у TDA1543, припаиваем два R на землю, на выход ставим качественные емкости и сравниваем, как они играют по сравнению со штатным выходным каскадом и преобразователем;
- Ламповый буфер на ECC-88 имеет диодный выпрямитель. Кенотрон за рамки бюджета народного ДАК –а выходит;
- Ламповый задающий генератор можно подключить к вашему любимому Philips CD player или Marantz.
Технические подробности:
- Выпрямитель лампового выходного каскада – диоды Telefunken;
- Питание цифровой и аналоговой частей – раздельное;
- В клоке установлен сверхминиатюрный триод 6С6Б. По заказу – американский или европейский EF732 в триоде (стоял в студийных микрофонах);
- В ДАК -е установлена советская 6Н23П– аналог ECC88, можно применять европейские аналоги Philips, Siemens, Mullard;
- Вместо S/Pdif приемника 8412 можно применить 8414 через переходник, или DIR9001 Тип приемника дело вкуса. DIR9001 играет более очерчено, но суше, чем кристалл;
- ДАК без передискретизации и цифрового фильтра «non oversampling mode» что означает повышенную натуральность и выразительность звука, и отсутствие лишних преобразований.
ДАК может работать в четырех режимах и дает четыре варианта звучания на выбор:
- Асинхронный реклок;
- Режим без реклока;
- Синхронный реклок (Клок заводится в CD транспорт);
- Режим Slave (Клок поступает в транспорт и создает всю сетку частот для ТДА1543).
Коммерческая информация
Бюджетный ДАК продается как в виде печатной платы, так и в готовом корпусе. ДАК можно применять как внешний задающий генератор с внутренним питанием для CD проигрывателей и транспортов с опорной частотой 11,2896 мГц.
Цена: настроенной печатной платы с комплектом качественных микросхем и возможностью работы во всех режимах 248 долларов США плюс цена пересылки. В металлическом корпусе с лаковой или деревянной передней панелью цена одинаковая 348 долларов. Пересылка за рубеж считается отдельно.
Передняя панель из дуба. Срок изготовления ДАК -а неделя.
Все изделия после сборки в обязательном порядке испытываются и прослушиваются в течение нескольких дней.
Послесловие
Мне особенно приятно, когда покупатели из-за рубежа в письмах спрашивают, а это действительно сделано в Украине? Это действительно “made in Ukraine”. Всякий, кто занимается созданием качественного продукта, способствует процветанию своей страны. И я вношу лепту в это, как умею.
Please use the Contacts page for inquiries or purchases. Such comments will not be published.